Российское информационное агентство
поиск по статьям и новостям

Советы логопеда

05.12.2017, 20:43      Новости Тимашёвска

Роль семьи в формировании фонематического восприятия на неречевых звуках

Речевые звуки играют большую роль в ориентировании человека в окружающем мире. Различение неречевых звуков помогает воспринимать их как сигналы, свидетельствующие о приближении или удалении отдельных предметов или живых существ. Правильное определение на слух источника звука помогает узнать направление, откуда идет звук, позволяет лучше ориентироваться в пространстве, определять свое место нахождения и самое главное рзвивает фонематический слух и фонематическое восприятие.

Недоразвитие фонематических процессов у дошкольников препятствует качественному формированию навыков звукового анализа и синтеза и неизбежно влечет за собой трудности в овладении чтением и письмом.

Для развития слухового восприятия ребенка важна игра со звучащими игрушками: бубен, дудочка, колокольчик, свисток, гармошка, погремушка. Сначала взрослый показывает ребенку эти игрушки. Затем демонстрирует их звучание. И когда ребенок запомнил звучание игрушек, мама (папа) просит закрыть глаза и послушать, какой музыкальный инструмент сейчас будет звучать. Если ребенок без труда узнает звуки двух музыкальных инструментов, можно увеличить их число до пяти.

Для развития чувства ритма можно взять бубен и предложить послушать, как он звучит. Затем показать, что на бубне можно издавать короткие, медленные, четкие удары, под которые можно медленно ходить. Чередуя медленные и быстрые удары в бубен, вы научите ребенка менять темп движения.

Выполняя домашнюю работу на кухне, мама вовлекает ребенка в игровую ситуацию по развитию слухового восприятия. Например, обратите внимание ребенка на то. Как кипит чайник («буль-буль»), как звенит посуда («дзынь-дзынь»), как льется вода из крана («с-с-с»), как стучит нож («вжик-вжик»).

У всех мам на кухне есть контейнеры для сыпучих продуктов с частичками различной величины: манная и гречневая крупы, горох, фасоль, сахар и т.д. Сначала можно предложить ребенку послушать и запомнить звучание каждого продукта в контейнере при встряхивании. Потом, по очереди встряхивая контейнеры, попросить ребенка отгадать, что внутри. Количество контейнеров с крупами ограничивается сначала двумя, после чего медленно увеличивается при постоянном сравнении слуховых восприятий. Также обратите внимание ребенка на тиканье часов(«тик-тик»), гул пылесоса, стиральной машины(«у-у-у»), звон будильника(«дзззззз-дзззззз»).

Предлагаем игры с детьми дошкольного возраста по развитию фонематического слуха и восприятия:

Игра «Узнай по звуку»

Оборудование: различные игрушки, предметы (книжка, бумага, ложка, барабан, дудочка и т.д.).

Взрослый заранее знакомит ребенка со звуками, издаваемыми различными предметами: шум перелистываемых страниц книги, шуршание смятой бумаги, звук падающей ложки, переливание воды из одного стакана в другой, подметание пола, мытье рук и т.п.

Ребенок садится спиной к взрослому, производящему шумы и звуки разными предметами, догадывается, чем взрослый производит шум и, не оборачиваясь, говорит ему об этом.

Игра «Узнай по голосу»

В игре участвуют все члены семьи. Ребенок знает их голоса. Взрослые поочередно воспроизводят неречевые звуки: «песню» водички «с-с-с», шум пылесоса «у-у-у» и т.д.

Игра «Шумящие коробочки»

Оборудование: коробочки с различными наполнителями (гречка, горох, манка, фасоль и т.д.).

Взрослый просит отвернуться, гремит коробочкой и кладет ее на место. Ребенок поворачивается, поочередно берет коробочки, трясет их и угадывает нужную.

Игра «Где погремушка»

Оборудование: две погремушки.

Две погремушки находятся в комнате на расстоянии друг от друга в поле зрения ребенка. Взрослый попеременно гремит погремушками. Предлагая ребенку повернуться в ту сторону, откуда он слышит звук, (показывает погремушку и прячет ее в карман), «Нет-нет» (покачивает головой, побуждая ребенка к аналогичным действиям).

Игра «Найди колокольчик»

Находясь в одной комнате с ребенком, взрослый на расстоянии 1-1,5 м сзади от ребенка звенит колокольчиком. Ребенок не должен его видеть, взрослый может спрятать колокольчик у себя за спиной. Если ребенок обернулся, но не стал искать, что звучало, нужно помочь ему найти колокольчик. Взрослый показывает его, звенит им еще раз и на глазах ребенка прячет за спину. В этой игре можно использовать бубен, свисток.

Таким образом, воспитание слухового восприятия направлено на выработку у детей умения воспринимать:

правильность произношения звуков; четкость, ясность произнесения слов; ритмичность, плавность речи; тембровую окраску.

Занимайтеcь со своими детьми, играйте с ними, находите на это время, потому что такие игры не только являются счастливыми моментами вашей семейной жизни, но и крайненеобходимы для развития ребенка.

Учитель-логопед высшей категории МБДОУд/с №7

М.Б. Полыгалова.

0
Источник: etag-timashevsk.ru
 Читайте также:
Мнение редакции интернет сайта yodda.ru никогда не совпадает с мнением, высказаным в новостях..

Пользовательское соглашение   |   Контактная информация   |   Города   |   Отели
Copyright © 2014-2016 yodda.ru - региональное информационное агенство
Яндекс цитирования